Как нарисовать камни поэтапно карандашом: рисуем вместе с детьми по пошаговым мастер-классам
Повсюду на земле человека окружают камни, которые в природе являются неотъемлемой частью ландшафта, а в условиях городской застройки украшают фасады и интерьеры зданий.
Огромное разнообразие видов камней, их различие по цвету и фактуре требует определенной подготовки художников, которые при изображении пейзажей или урбанистических зарисовок неизбежно сталкиваются с вопросом, как нарисовать камень.
Даже опытные мастера изобразительного искусства продолжают тщательно изучать игру светотени на гранях камней разных пород, чтобы нарисовать их наиболее реалистично.
Многие минеральные и скальные отложения отличаются цветом и характерными краями сколов. Эти статичные предметы неживой природы представляют собой острые скалы, гладкие валуны и ограненные драгоценные камни.
Любые из этих объектов могут стать основой для создания художественного произведения, дизайнерского проекта или тематического детского рисунка.
Рисование камней с детьми
При создании многих художественных изображений может возникнуть необходимость использования каменной кладки, а также отдельных камешков для передачи фона, композиционного акцента или декорации сюжета. Умение правильно рисовать камни поможет реалистично изобразить заданную тему.
Для начинающих художников младшего возраста задания на свободную тему могут совмещаться с обучением правильной передаче форм различных видов камней. Поначалу детям было бы интересно изображать морской берег с разноцветной галькой или скалами, об которые бьются волны.
Интересны также пейзажи с водопадами, где нарисованный камень составляет стену из валунов и становится фоном для необычных растений и падающей воды.
Самым лучшим вариантом для обучения рисованию камней становится выезд на природу, где дети могут делать наброски с натуры. Выбрав крупный камень интересной формы надо сделать с него несколько набросков, из которых постепенно сформируется его объемная форма.
Для того, чтобы камень получился похожим на настоящий, необходимо передать его глубину. Для этого дети могут осмотреть его с разных сторон, ощупать, чтобы ощутить его плотность и монолитность.
При передаче в рисунке многогранности неживого предмета, надо разобраться с каждой плоскостью, которая по разному отражает свет и затеняется другими выступами или предметами.
Поначалу кажется, что это простая задача, так как верхняя горизонтальная плоскость обычно оказывается самой освещенной по сравнению с боковыми. Однако, изучая работы мастеров, становится видно, как сложно прорабатывать каждую трещинку, тени и полутени.
Рисование большого валуна
Прежде чем начинать рисовать объемный камень карандашом, можно хорошенько изучить репродукции с известных картин со сказочными сюжетами, где большие валуны представлены на переднем плане.
Это может быть сестрица Аленушка, сидящая у речки или Илья Муромец, стоящий перед камнем с тремя надписями, на распутье дорог, работы замечательного русского художника В. Васнецова. Опираясь на лучшие из наглядных примером, надо мысленно представить себе конечный результат композиции.
Имея в запасе простые карандаши разной степени мягкости, можно приступать к разметке эскизной композиции на листе бумаги. Нарисовав общий объем одного или нескольких валунов твердым карандашом, следует концентрировать внимание на прорисовке углублений, трещин, выемок и теней.
Затем начинается создание штрихового рисунка с помощью более мягких карандашей. Места светлых бликов остаются белыми, а самые темные линии подчеркивают глубокую тень в местах соприкосновения с почвой.
При рисовании группы валунов разной величины надо обратить внимание не только на их собственные тени, но и на те, что они отбрасывают друг на друга. Текстура поверхности сначала намечается твердым карандашом, а затем уточняется мелкими черточками, сделанными самым мягким грифелем.
Так появляется впечатление шероховатости природного камня. Очень натуралистично выглядят особенности углублений и сколов на каменной поверхности, так как все они бывают уникальными и подчеркивают особенности формы.
Камень — важный элемент строений
В городской и сельской застройке камень встречается очень часто. Он является частью оформления фасадов в виде полированной, гладкой облицовки или красиво обработанного сколами дикого камня.
Кладка мостовых, памятные стелы, дольмены в скверах или на площадях встречаются во многих населенных пунктах. В магазинах продаются изделия из драгоценных и поделочных камней, имеющих свои индивидуальные узоры и фактуры.
В интерьерах камень широко используется для изготовления столешниц, перил, ступеней, каминов и других элементов дизайна. Для рисования каждого вида камня применяют приемы, близкие к изображению сложных предметов.
Перед тем, как приступить к созданию картины, в которой присутствуют камни, надо определиться с их видом. Они могут быть сланцевого типа, из породы песчаника, вулканической лавы, известняка, гранита и мрамора.
Изображение скал или старинных городских строений часто бывает связано с тем, чтобы художник разбирался в теме, как нарисовать камень гранит, чтобы он получился похожим на природный.
Этим отделочным камнем покрывали цоколи зданий и набережные, мостили проезжую часть улиц. Гранит в природе отличается грубой формой сколов и сложным рисунком мелких вкраплений прозрачных и черных частиц.
Каждый элемент кладки или булыжной мостовой строится по принципу трехмерного предмета, на нем определяются самые светлые и темные участки, а после распределения на каждом камешке собственной тени, можно приступать к их разрисовке мелкими точками и черточками шероховатой поверхности.
Когда свет падает сверху и справа, то самые темные участки окажутся, соответственно, слева и снизу, особенно черными должны получаться линии соприкосновения камня с расположенными под ним объектами.
На выступающих верхушках скальных пород самыми светлыми будут их окончания. При нанесении изломанных линий каменных скал, самые темные части боковых теней оказываются сразу за резкими линиями сколов породы, а затем постепенно растушевываются к местам соединений с другими плоскостями.
Полированные столешницы из граниты или мрамора изображаются с бликами, а также характерными для этих горных пород разводами и цветовыми сочетаниями.
Техника рисования драгоценных камней
Для рисования драгоценных изделий, выполненных в строгой огранке, таких как бриллиант или камень туториал, существует особый специфический подход. Для работы необходимо запастись карандашом, линейкой, ластиком для стирания лишних линий и бумагой для рисования.
Чтобы при изображении драгоценного камня максимально передать сходство с оригиналом, придется поработать с геометрическими фигурами. Сначала следует начертить на бумаге с помощью линейки два обычных треугольника, причем второй перевернутый и соприкасающийся с нижним в точке схождения их вершин.
Поверх треугольников надо нарисовать две трапеции, таким образом, чтобы получился неправильный шестигранник. Полученная фигура пересекается двумя диагоналями, а по каждому образованному линиями участку добавляются дополнительные повороты плоскостей, создающих грани.
Все линии строятся на одинаковых расстояниях от центра фигуры.
При изображении объемного драгоценного камня с нижней частью, обработанной для вставления в металлическую оправу, рисунок надо начинать с нижнего угла, постепенно строя лучи, расходящиеся кверху. На каждом из лучей точками отмечаются симметричные и равные расстояния.
Из этих точек под тупыми углами расходятся линии, которые должны пересекаться и образовывать грани. Все полученные вверху точки объединяются сплошным отрезком, благодаря чему поверхность камня становится ровной, а игра света создается многочисленными боковыми тенями и отблесками.
В самые крайние из получившихся остроугольных треугольников вписываются фигуры в зеркальном отражении. Из нижней точки огранку показывают линии, ведущие вверх до пересечения с самыми нижними точками, а в самый средний нижний элемент должен вписаться ромб.
При дальнейшей раскраске ограненного бриллианта нарисовать текстуру камня помогут оттенки, которые как бы переливаются, сверкают и повторяют друг друга в гранях, нарисованных в одних и тех же наклонах плоскостей по трехмерной системе координат.
Для передачи бликов и игры света в алмазе или другом драгоценном камне можно использовать белую гелевую ручку.