Жостовская роспись — презентация для начинающих и детей, рисование и раскраска декоративной посуды, картинки

Жостовская роспись – это удивительное народное искусство, появившееся около 200 лет назад. Несмотря на прошедшее время и изменения в укладе общества, стандартизацию и автоматизацию процесса производства, ручная роспись очаровательных подносов до сих пользуется огромной популярностью и в России, и за границами нашей необъятной Родины.


Содержимое:

История создания

Жостовская роспись, история которой изобилует взлетами и падениями, появилась в первой трети XIX века в селах Троицкой волости (сегодня эта область относится к Мытищинскому району Москвы). Здесь в четырех селах почти одновременно открылись мастерские по изготовлению расписной кухонной утвари.

Первая подобная мастерская была расположена в Жостове; именно из-за этого населенного пункта роспись и получила свое название. Чуть позже народный промысел перебрался в соседние Троицкое, Хлебниково и Осташково.

Идея такого рукоделия возникла не на пустом месте: первые разукрашенные подносы появились в Уральских горах задолго до описываемых событий.

Первоначально жостовские мастера расписывали лакированные предметы из папье-маше, но эта продукция не пользовалась большим спросом. Так что умельцам пришлось искать себе другую нишу сбыта. Сначала мастеровые расписывали деревянные предметы:

  • сахарницы;
  • шкатулки;
  • портсигары;
  • чайники.

Чуть позже деревянные заготовки заменили на железные подносы, подставки, поддоны, чайники. На металл краски ложились особенно хорошо, так что предметы кухонной утвари:

  • выглядели очень привлекательно;
  • сохраняли свои качества в течение более длительного времени за счет дополнительной защиты от коррозии.

Совсем скоро изделия подмосковных художников стали модными вещичками, которые украшали и роскошные салоны, и избы зажиточных крестьян.

Встретить расписные безделушки можно было по всей территории России, так что основатели мастерских задумались об открытии новых «производственных площадок».

Революция 1917 года не сильно повлияла на развитие бизнеса: новые мастерские продолжали открываться в течение еще трех лет. Следующие 10 лет новая власть не трогала красочное производство, но в начале 30-х годов от художников все настоятельнее стали требовать внедрения новых, советских символов и перехода к более монументальной живописи.

Умельцы очень долго сопротивлялись планируемым изменениям, доказывая, что стандартизация приведет к потере уникальности изделий.

Неизвестно, как бы сложилась судьба промысла, если бы жостовская декоративная роспись не стала пользоваться спросом за рубежом. Из-за поступлений валюты самобытное производство оставили в покое.

Впрочем, и советские граждане охотно приобретали продукцию мастерских в качестве прелестных подарков: иметь расписной поднос в то время считалось признаком хорошего вкуса.

XXI век немного пошатнул позиции производства: люди стали отдавать предпочтение фабричным штамповкам, которые лучше подходили для безликих кухонных гарнитуров в стиле минимализм или хай-тек.

Но в последнее время интерес к национальному искусству и яркому украшению кухни и столовой вновь увеличивается, так что эти прелестные изделия снова входят в моду.

Особенности жостовской росписи

Создание великолепных рисунков до сих пор остается кустарным производством. Рисунки наносятся только вручную, очень часто особенно дорогие элитные подносы тоже изготавливаются ручным способом. Кстати, на каждом настоящем жостовском подносе обязательно имеется уникальный номер и подпись его творца.

Очень часто росписью занимались (да и сейчас занимаются) целые семьи, в которых традиции передавались от отца к сыну, а тот транслировал накопленные умения своим детям.

Обычно подрастающее поколение привлекают к труду в достаточно юном возрасте, чтобы к совершеннолетию они стали настоящими мастерами.

Цвета жостовской росписи

Несмотря на то, что каждый мастер приносит в рисунок что-то свое, жостовская роспись для детей и взрослых имеет несколько характерных черт, которые сразу отличают произведения именно этого искусства. И основными чертами остаются цвета, наносимые на железные заготовки.

Стоит заметить, что в середине прошлого столетия произошли некоторые изменения: яркие краски стали разводиться пастельными оттенками, а рисунки приобрели более плавные линии. Но основные правила не поменялись.

Цвет фона

Долгое время фон мог быть только черного цвета, но изменения коснулись и этого элемента. Мастера готовы предложить подносы с основанием, выполненным:

  • синей;
  • красной;
  • темно-зеленой краской.

Необычно смотрятся подносы с серебристым фоном или оттенком слоновой кости. Такие предметы смотрятся особенно нежно и уютно.

Цвет элементов росписи

Для нанесения изображений бутонов используются:

  • алые;
  • оранжевые;
  • желтые;
  • розовые;
  • голубые;
  • синие краски.

Иногда в изображения лепестков добавляют белые блики.

Листья и стебли выписываются:

  • насыщенными изумрудными;
  • светло-зелеными;
  • желтыми;
  • белыми;
  • солнечными;
  • золотистыми красками.

Для изображений людей и животных подходящими оттенками остаются:

  • коричневые;
  • оранжевые;
  • желтые;
  • красные;
  • серые;
  • черные тона.

Борта посуды и бордюры подносов расписывают:

  • золотыми;
  • серебряными;
  • лимонными;
  • красными цветами.

Наносимые рисунки

Элементы жостовской росписи – это, по большей части, нарядные цветы:

  • нежные пучки луговых растений;
  • букеты из крупных головок;
  • цветочные рамки из отдельных стеблей и бутонов;
  • цветы, разбросанные по всему полотну или скромно расположившиеся в одном углу.

В начале ХХ века подносы украшались изображениями:

  • троек лошадей;
  • катающихся на санках детей;
  • предметов для чаепития.

Значительно реже изделия могут похвастаться сельскими пейзажами, ландшафтными диковинками в виде гор и водопадов, необычными готическими замками.

Рисунки подбирались мастерами в течение многих лет, поэтому в очаровательных изображениях можно заметить элементы прочих народных традиций, что делает этот вид искусства максимально уютным и каким-то особенно домашним.

Цветы

Жостовская роспись, подносы с которой являются наиболее распространенными, украшаются цветами. Чаще всего на них встречаются розы в разной степени раскрытости, начинающейся от плотных бутонов и заканчивающейся раскрытыми или даже увядающими цветами.

Частенько на подносах красуются:

  • пышные маки;
  • нарядные тюльпаны;
  • строгие георгины;
  • элегантные пионы;
  • очаровательные анютины глазки;
  • изящные васильки;
  • крохотные ландыши;
  • нежные подснежники.

При этом относительно небольшой выбор не создает ощущение однотипности, так как каждый художник видит эти цветы по-своему, передавая композициям собственное настроение.

Дополнительное очарование подносам прибавляют:

  • гроздья ягод;
  • фрукты;
  • овощи.

Прочие рисунки

Чуть меньшей любовью покупателей пользуются изображения птиц и домашних животных. Такие подносы разрисовываются:

  • павлинами и жар-птицами, иногда хвосты этих необычных птиц превращаются в целые цветочные ковры;
  • петухами, жаворонками, сойками, хохлатками;
  • лошадьми, оленями, медведями, котами, тиграми;
  • стилизованными изображениями рыб в окружении водорослей.

Но последние творения встречаются чрезвычайно редко. Обычно их делают только под заказ.

Материалы и инструменты

Для получения высокохудожественных творений используются:

  • наборы беличьих кистей;
  • масляные краски;
  • льняное масло (применяется для разведения подсохших колеров).

Конечно, не обойдется и без основы. Сейчас, помимо разносов, разукрашивают изделия из стекла, дерева, керамики.

Технология росписи

Процесс создания живописного творения состоит из нескольких этапов:

  • На первой стадии поверхность обезжиривают и покрывают слоем грунтовки, которая обеспечивает высокое сцепление красок с основой, не позволяя им облетать и скатываться.
  • После того как поверхность полностью высохнет, на нее наносят фоновый слой.
  • На подготовленном таким образом «холсте» мастер делает эскиз будущего рисунка и наносит первые, самые крупные мазки.
  • Чтобы линии основного рисунка не смазывались, изделие отправляют в сушильный шкаф, где оно томится около 12-20 часов.
  • На остывшей поверхности более отчетливо прорисовываются крупные яркие элементы, на которые наносятся тени и блики, придающие картине большую выразительность и многомерность.
  • Выделяются светлые части растений.
  • Наносятся четкие линии контуров светлых участков, края бутонов, кончиков листьев, ягод.
  • Прорисовываются семена, пестики и тычинки, крохотные цветы, создаваемые буквально одним касанием кончика кисти.
  • Просветы между крупными элементами заполняются точками, мельчайшими бутонами, крошечными цветами и листьями, травинками.

Завершает процесс разрисовывания оформление рамки. Обычно на этом этапе почти готовое изделие передается другим мастерам, а основной художник, создавший удивительную красоту, приступает к новому творению.

Разрисовка краев

Рамки состоят из силуэтов лепестков и листочков, небольших цветов, геометрических фигур, перекрещивающихся линий. Они могут быть выстроены в одной плоскости или представлять несколько уровней, расположенных друг над другом.

Обычно для таких орнаментов используют золотые, серебряные, бронзовые, вишневые тона.

Жостовская роспись по-прежнему готова дарить очарование старинного рукоделия своим поклонникам. Кроме привычных подносов фабрика выпускает расписные рамки для зеркал, кашпо, лейки, табуретки, разделочные доски и прочие совершенно необходимые в хозяйстве вещи.

Картинки жостовской росписи на разных изделиях

Автор статьи:
Добавить комментарий