Мезенская роспись — основные элементы, цвета, фото и картинки изделий для детей и взрослых
Мезенская роспись — традиционное народное искусство, зародившееся на русском севере. Характерные особенности мезенской росписи — символический орнамент, выполненный в красном и чёрном цвете.
Народный промысел возник в местности, где протекает река Мезень, отсюда и название. Искусство приобрело популярность во второй половине 19 века.
Мастера из села Палащелье Архангельской губернии, расписывали фасады и интерьеры домов, предметы крестьянского быта: прялки, сундуки, шкатулки, деревянную посуду, корзинки. Так люди пытались окружить себя красотой.
На первый взгляд мезенская роспись напоминают наскальные примитивные рисунки. На самом деле народная роспись — тонкое искусство, требующее мастерства.
Своеобразие росписи
Мезенская роспись — декоративная роспись в графической технике исполнения.
В этом искусстве присутствует много мелких элементов. Все они — символические знаки. Это своеобразный шифр, с помощью которого можно узнать о жизни предков.
Основные герои этого искусства — утка, лебедь, конь, лось, олень. Они тоже имеют символическое значение.
В композицию может входить человек, разные птицы, рыбы, звери.
- Края и ободки изделий разнообразны. Это могут быть прямые, волнистые линии, спирали, зигзаги, повторяющиеся ромбы, квадраты, розетки, с вписанными в них мелкими элементами: точками, спиральками, скобками, капельками.
- В центре изделий изображения людей, животных. Они являются главными героями. Мастера писали узоры, по которым можно прочитать о происходящих событиях в жизни крестьян.
Изображения имели сакральное значение, символизировали стихии, от которых зависело благополучие людей:
- Прямая красная линия — твердь земли, волнистая линия под красной — вода, питающая землю. Изображение ромбов с точками — символ плодородия. Спираль — движение солнца.
- Элементы размещаются на трёх ярусах: верх изделия — божественный мир, середина изделия — земная жизнь, низ изделия — подземное царство.
Каждый ярус разделён полосками с повторяющимся рисунком.
В росписи используется два цвета: чёрный и красный:
- Красный — это символ жизни, одухотворения, огня. Чёрный — символ воды, земли, тела живых существ.
- Ещё красный цвет передаёт радостную земную жизнь, счастье небесной жизни. Чёрный цвет передаёт печаль, подземную жизни, выражает скорбь, смерть, космическое пространства.
Изделия украшаются ленточным, сетчатым, замкнутым орнаментом. Ненавязчивое повторение изображений привлекает внимание, успокаивает. Глядя на предметы с росписью получаешь эстетическое удовольствие.
Инструменты для работы
Для мезенской росписи по дереву подойдут акриловые, темперные, масляные краски, гуашь.
Необходимы кисти для нанесения рисунка: беличья кисть № 2, № 3 для красного рисунка, колонковая кисть №1, № 2 для чёрного контура, перья для черчения.
Для нанесения грунта и покрытия лаком применяют синтетические кисти. Обратный конец кисточки тоже используют. Им можно наносить очень мелкие детали.
Так же понадобятся салфетки, баночка с водой, материал для грунтовки, лак.
С чего начинать?
- Для отрабатывание элементов подойдёт плотный лист бумаги для рисования, акварельные краски, гуашь.
- Начинают с самых простых элементов. Повторяют изображение столько раз, сколько понадобиться для закрепления навыка.
Даже если вы давно не брали в руки карандаши и краски, вы можете быстро овладеть этими элементами. Захочется повторять их снова и снова.
- Далее можно пробовать расписывать деревянные поверхности. Это могут быть специальные деревянные заготовки ложек, досочек.
Можно попробовать преобразить старые деревянные табуретки, тумбочки.
Дети охотно повторяют элементы мезенской росписи, пробуют рисовать стилизованных животных. Их привлекает самобытность, где каждый рисунок и элемент раскрывает тайну русской жизни, несёт поток созидательной энергии.
Уже в 5-6 лет ребята могут пробовать себя в этом виде искусства.
Символика
Символов в мезенской росписи очень много. Они обозначают светила, природные стихии, явления, происходящие в природе.
В росписи часто встречаются элементы, заполняющие пространство, подчёркивающие энергию движения. Они достаточно просты:
- Скобки — простые, фигурные, многослойные.
- Спираль — обычная, двойная, с подрисованными завихрениями.
- Волны — плавные линии.
- Штрихи — разные чёрточки.
- Изогнутые капельки — удлинённая капелька с тонким кончиком, с поворотом в сторону.
- Пёрышки — полоска со штрихами с правой или левой стороны.
Много элементов, изображающих землю, работу на ней. Символы в квадратах рассказывают о посевах, осадках, богатом урожае.
В орнаментах и композициях присутствует много знаков солнца, огня, воды. Мезенский конь хранит солнце днём на небе, а утка охраняет солнце ночью в подводном царстве.
Круглые символы солнца, волнистые линии водных знаков — постоянные атрибуты коней, водоплавающих птиц.
Фигурками уточек, коней, оленей украшали крыши домов, они были призваны защищать семью от бед и напастей. «Птицы и конь на крыше — в доме тише» — местная поговорка.
Солнце, луна
- Круг, крест внутри круга — солнце, тепло, огонь.
- Череда косых клеток, в каждой круг с крестом — ход солнца по небу.
- Двойные завитки, скрещенные между собой — «живое солнце».
- Пересеченные 4 одинаковых линии в центре — луна.
- Полумесяц — убывающая луна.
Стихия огня
Огонь — источник тепла, силы. Это божественная энергия, которую древние считали живым существом. Символы огня во множестве присутствуют в орнаментах. Они изображены возле птиц, коней, оленей, подчеркивают связь с высшими силами.
- Разные кресты — тепло.
- Все круглые формы — огонь.
- Спираль — движение солнца.
Воздушная стихия
Стихию ветра характеризуют как разрушающую силу, но в то же время она означает бурную энергию, творческие порывы.
- Множество коротких штрихов — ветер.
- Спираль — вихревые потоки, энергия.
- Пёрышко — указывает на лёгкость, воздушность.
- Спираль на земле может означать клубы пыли в воздухе.
Воздушные знаки придают рисунку динамичность, энергию, мощь.
Стихия земли
Квадратные формы обозначают землю, всё что с ней связано.
- Прямая линия — земля.
- Две параллельные линии, между ними волнистая — увлажнённая земля.
- Квадрат с ромбом внутри — вспаханная земля.
- Квадрат с ромбом внутри и крестом посередине — распаханная земля, прогретая солнечным теплом.
- Квадрат с крестом и семенами внутри — в возделанную почву бросили семена.
- Ромб с точками внутри — засеянное поле.
- Буква Л с завитками по сторонам — корни.
- Перевёрнутая буква Л с «галочкой» сверху — ростки.
- Квадраты с семенами, плодами, корнями — здоровые растения, хороший урожай, плодородие.
- Череда треугольников — горки.
- Четырёхлистник в квадрате сверху, росток в квадрате снизу — май, июнь.
- Цепочка из ромбов — плодородие, пожелания блага.
Знак плодородия на деревянной ложке обозначал сытую жизнь. Такой рисунок на фигурках, изображающих беременных женщин — пожелание родить здорового и крепкого малыша.
Символы вышивали на одежде, изображали на предметах быта, мебели.
Водные символы
Вода — живительная влага, от которой зависит жизнь людей, животных, птиц, растений. Символами воды пронизана вся роспись:
- Волнистая линия — вода на земле.
- Косые вертикальные полосы — дождь.
- Прямая полоса — небесная твердь.
- Линия и волны над ней — запас воды в небе.
- Линия и точки над ней — небо с каплями дождя.
- Прямая линия и волнистая под ней — небо с облаками.
- Прямые вертикальные и волнистые линии — потоки дождя.
- Спираль переходящая в волнистую линию — волна.
- Череда спиралей, соединённых между собой волнистой линией — волны.
- Многослойные скобочки над волнами — река в движении.
- Спираль на небе — облака.
Изображение птиц
Птицы в мезенской росписи имеют особое значение. Они олицетворяют духовный мир, связь с высшими силами. Обычно их рисуют в верхней или в средней части предметов.
Летящие птицы
Рисуем кисточкой средней и тонкой.
Красным цветом наметим туловище птиц. Рисуем кистью № 2:
- Сначала рисуем тонкую полосочку — голова, затем прижимаем кисточку к листу бумаги, ведём рисунок вниз, в сторону — тело птицы, заканчиваем тонкой линией — хвост. Тело получилось утолщённым.
- Тонкой кистью с чёрной краской проводим волнообразные линии с двух сторон — крылья. От этих линий рисуем чёрные штрихи вниз — перья.
- Тонкие, длинные, чёрные линии, отходящие от нижней части тела — перья хвоста.
Когда высохнет краска, добавляем клюв и глаз черным цветом.
Уточки
- Рисуем букву S красной краской, кистью № 2., букву надо рисовать более вытянутую и с менее закруглёнными концами.
- Проводим вогнутую линию от шеи к хвосту. Заполняем красной краской получившийся рисунок.
- Кистью № 1 с чёрной краской рисуем голову, контур грудки, перышки короткими чёрточками. Перья хвоста — длинные чёрточки, внизу самая длинная полоска.
Лебеди
Лебедь отличается от утки, шея длиннее и тоньше, тело массивнее, хвост более вытянутый.
Первый вариант
Понадобиться кисть № 3 для рисунка, кисть № 2 для мелких деталей и контура:
- Ставим кисть с красной краской вертикально, рисуем дугообразную изогнутую линию сверху вниз.
- Контур шеи тонкий, затем линия утолщается, изображается тело и хвост. От линии шеи рисуем вогнутую линию, «наращиваем» туловище. Контур заполняем краской.
- Теперь рисуем голову. Прикладываем кисть с красной краской к верху линии шеи. Голова должна получиться в форме капельки или листика.
- Далее работаем кистью № 2, рисуем контур: подрисовываем тонкий клюв.
- Рисуем чёрным цветом хвост элементом «капелька» верхнее перо хвоста должно быть больше остальных. Всего изображаем 5-6 перьев.
Второй вариант
Лебедь наклонил голову к воде.
- Рисуем крючок, затем проводим линию шеи вверх, закругляем, опускаем вниз, и переходим к линии туловища и хвоста.
- Далее утолщаем тело, от нижней части шеи рисуем вогнутую линию. Рисунок заполняем краской.
Работаем чёрной краской.
- Нарисуем тонкий клюв.
- Рисуем крылья контурной «скобочкой», 4-6 чёрточек. Короткие черточки «реснички» рисуем на грудке.
- Крылья можно нарисовать в форме капельки. Нижнее крыло самое большое.
Жирная куропатка
Понадобится объёмная кисть с коротким ворсом. Шея и туловище получается массивнее, тонкой кистью подрисовываем голову.
Подрисовываем клюв, лапки черными чёрточками. На груди штрихи, у хвоста чёрточки и волнистая вертикальная линия рядом.
Изображения коня
Коней изображают в красном, иногда в черном цвете. Изображение мелких деталей могут иметь разные варианты, зависит от желания художника.
Для мезенской росписи характерно абстрактное изображение коней.
Лошадь является символом силы, удачи, огня.
- Сначала рисуем нижнюю линию туловища.
- Намечаем ухо над линией тела, одним движением руки сверху вниз, затем чуть в сторону, вверх, закругляем линию и ведём вниз, к прямой линии туловища. Получилась ухо, голова и передняя линия шеи.
- Далее делаем вторую линию шеи от верхней линии до середины туловища. Закрашиваем.
- Прорисовываем ноги, они у лошадки длинные и тонкие. Это не прямые палочки, а сгибающиеся в коленях ноги с копытцами.
- Уздечку рисуем двумя дугообразными линиями от морды к туловищу.
- Хвост рисуем в форме изогнутой капельки, нижняя самая длинная, в хвосте 4-5 элементов. Могут быть варианты.
- Грива — черные штрихи. Грива может состоять из чередований штрихов и волнистых линий или скобочек.
Кони могут быть мирно пасущиеся, а могут держать на себе воюющих всадников.
Изображение оленя
Олень в мезенской росписи символизирует дождь, своими рогами он задевает небо, помогает проливать дождь. Ещё это символ удачного брака, богатой жизни.
Кони и олени почти не отличаются друг от друга. У оленей вместо гривы за спиной рога, выполненные тонкими линиями с разветвлениями:
- Наметим нижнюю линию, вверху, над линией, прорисовываем ухо и мордочку капелькой, проводим линию шеи одним мазком. Линия останавливается на передней части туловища.
- Делаем второй мазок за линией шеи, останавливаем на середине линии тела, закрашиваем пространство внутри контура.
- Прорисовываем заднюю часть туловища, закругляем линию таза.
- Черным цветом прорисовываем ветвистые рога. Необычно длинные ноги, как и у лошади.
Наши олени гуляют по лесу. Подрисуем ёлочки — символы мужского начала. Ряд из оленей изображают выше ряда коней.
Образ оленя имел воспитательное значение для детей. «Как олень гордо несёт свою голову, так и ты высоко держи своё имя» — гласит народная пословица.
Орнамент. Лоси
Для орнамента намечаем нижние части туловища, расстояние между полосками одинаковое:
- Наметим голову лосей, проведём линию дугой сверху вниз, к передней линии туловища.
- От верхней точки до середины линии туловища проводим линию шеи. От хвоста до шеи рисуем соединяющую линию — туловище. Закрашиваем фигурки.
- Рисуем заднюю и переднюю ногу каждой фигурке.
- В центре рисуем ещё две ножки.
- Обводим верхнюю часть туловища, отмечаем маленький хвостик.
- На ногах рисуем по две чёрточки, наши лоси в движении.
Между фигурками изобразим знаки спирали, ростки. Наверху знаки облаков:
Одно время мезенская роспись была не заслужено забыта. Теперь этот народный промысел возрождается. В росписи появилось больше плавных линий. Есть добавления зелёного и синего цвета.
В Архангельске и Северодвинске на фабриках выпускают сувениры: деревянные шкатулки, доски, тарелки, чайницы, короба. Есть расписная мебель: табуретки, столики, тумбочки, скамеечки.
Мастера сохраняют традиции, где присутствует сдержанность цвета и тонкое графическое «оживление» рисунка.
Большое спасибо за очень подробную информацию об этой прекрасной росписи. Меня это очень вдохновило.