Как нарисовать Пушкина: поэтапная инструкция рисования
Каждый на нашем постсоветском пространстве хорошо знаком с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина еще со школьной скамьи. Пушкин и его произведения также широко известны заграницей, и это ничуть не удивительно: его творчество никого не оставит равнодушным.
В своих самых известных книгах, таких как «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» или «Руслан и Людмила», поэт отражал настроение, атмосферу тех времен, а также поднимал вечно актуальные темы о любви, дружбе, войне, несправедливости и прочих важных вещах, полноценно отражая их в сюжете.
Внешность Пушкина знакома практически каждому человеку, ведь в то время, когда он жил, было нарисовано множество его портретов. Если вам хочется попробовать нарисовать Пушкина самостоятельно, то для начала следует детально изучить все портреты Пушкина.
Характер внешности Пушкина
Но при рисовании любого человека всегда следует помнить об одном: изображение внешности не получится достоверной, если не знать характера человека и его манеры поведения. Внутренний мир человека серьезно влияет на его внешность и оставляет ярко выраженный отпечаток на чертах лица.
Особенно заметно, как, казалось бы, с первого вида не очень симпатичный человек становится привлекательным, как только мы слышим его речь, то, о чем он говорит, чувствуем его энергетику и характер.
Понятно, что с Пушкиным нам пообщаться уже не удастся, но достаточно лишь ознакомиться с его биографией, прочитать его произведения и узнать, что говорили о нем другие классики и выдающиеся люди того времени, высказывания которых сохранились и до наших дней.
Интересной особенностью является то, что Пушкин сам любил рисование. На листах, где происходило написание стихов и романов, часто можно было увидеть небрежные портреты и самого поэта.
Рассмотрев подробно портреты Пушкина, можно заметить следующие детали: он был невысок ростом, довольно худощав, но зато у него было хорошо сложенное тело: крепкая грудь, широкие плечи и тонкая талия.
Эти характеристики понадобятся нам в случае, если рисунок Пушкина будет рисоваться с верхней частью туловища. В глаза бросаются его вьющиеся кудри черного цвета и бакенбарды, являющиеся трендом мужских причесок в те времена, крупный нос и в целом вытянутый профиль.
По историческим данным, далеким предком Пушкина был человек африканского происхождения. Черты негроидной расы явно отразились на внешности Пушкина, что добавляло колорита и отличало его от большинства славянских мужчин.
Люди, видевшие его при жизни, отмечали, что он не очень привлекает своей наружностью. Многие отмечали, что его лицо выглядит «насмешливо» и имеются даже намеки на некую «злобу».
Голубые глаза словно стеклянные. Отмечали так же свойственную ему неуклюжесть и, порою, даже грубость. Но по характеру он был очень приветлив и по-настоящему являлся гением своего дела, в чем убеждено большинство людей.
Подготовка к рисованию портрета
Честно говоря, для начинающих, Пушкин даже карандашом будет очень трудным для рисования. Особенно трудно будет тем, кто еще ни разу не пробовал рисовать человека и в целом не знаком с гармоничными пропорциями лица и туловища.
Но не стоит отступать, даже если ваш навык рисования людей находится на нуле. Всегда нужно с чего-то начинать.
Изучив детали внешности и характера поэта, все равно необходимо иметь при себе рисунок Пушкина для срисовки.
Важно даже вооружиться несколькими референсами, чтобы нарисованный Пушкин получился максимально правдоподобным и соответствующим портретам, нарисованным при его жизни. Это необходимо, поскольку нужно видеть черты человека в разных ракурсах и при разном освещении.
Для рисунка понадобится лист бумаги, карандаши разной твердости и хороший ластик, что не будет царапать бумагу. Любой рисунок начинается с наброска.
Среди изображений Пушкина, есть довольно известный эскиз, нарисованный чернилами, который с большой вероятностью каждый видел в качестве иллюстраций к его произведениям или даже в школьном учебнике по русской литературе.
Этот известный набросок Пушкинского профиля поэт небрежно нанес сам гусиным пером в углу своего черновика. Его можно взять во внимание при начертании своего наброска.
Следует заранее подумать не только о телосложении и положении поэта в пространстве, но и о заднем плане. Это могут быть многочисленные книжные полки, письменный стол с горящей свечой на нем или природный пейзаж позади.
А что, если Пушкин будет одет в парадный костюм по канонам того времени, а на фоне будет бальный зал и изящные дамы в платьях со своими мужьями, кружащиеся в танце. Все зависит от вашей фантазии.
Процесс работы
Когда наброски готовы и все детали подробно рассмотрены, нужно взять новый лист и на нем начать воплощение великого поэта. Если вы не в первый раз рисуете тело человека, то вам даже не понадобятся дополнительные линии для правильных пропорций.
Но если рисование тела вам чуждо, вам стоит заранее обозначить вспомогательные штрихи и линии на рисунке, гармонично поместив тело Пушкина на листе бумаги.
Для начала нужно в общих чертах изобразить мужское тело, но не упускать особенности, которые свойственны Пушкину: щуплость, но при этом крепкая грудь, тонкая линия талии и широкие плечи.
Необходимо следовать следующим этапам:
- Общая форма тела намечается вертикальным овалом. Посередине овала мягким карандашом легким движением рисуется линия. Она поможет сохранить симметрию как обеих частей тела, так и симметрию черт лица.
- Формируя линиями тело, необходимо придерживаться общепринятых правил рисования мужского тела: голова должна свободно помещаться в плечи два раза, полностью раскрытая ладонь соответствует размеру лица человека, а талия, как правило, всегда уже, чем плечи.
- После того, как основные требования к рисованию мужского тела соблюдены, нужно постепенно отрисовывать силуэт поэта, ориентируясь на оригинальные портреты. Все линии делаются мягким карандашом без сильного нажатия, чтобы в случае чего недочеты можно было бы убрать или исправить.
Важно в процессе рисования делать перерывы. При долгом рисовании глаза художника имеют свойство как бы «замыливаться», что очень трудно с первого взгляда распознать недочеты и ошибки.
Поэтому нужно на время оставлять свою работу на 15-30 минут, а затем со свежим взглядом продолжать художественный процесс:
- Когда общий силуэт поэт готов, можно приступать к детализации и начертанию особенных черт, свойственных только Пушкину. Важно задать основу каждой детали, но не сильно вдаваться в нее, а нарисовать лишь в общих чертах. Ориентируясь на все портреты, начиная с носа и формы подбородка, скул, лба, линии роста волос и щек, вырисовываются Пушкинские черты лица. Нос у Пушкина довольно длинный и имеет горбинку. Рот у Пушкина широкий с довольно пухлыми губами. Под губами имеется небольшая ямка, а подбородок вытянут. В целом подбородок округлой формы, хотя есть немного угловатости. Глаза овальной формы, есть слегка нависшее второе веко. Над глазами приподнятые брови. У Пушкина высокий лоб, что, кстати, по многим поверьям означает большой ум.
- Далее рисуем волосы и растительность на лице. Линия роста волос находится у Пушкина высоко. Волосы очень сильно вьются, а в зоне скул находятся обширные бакенбарды. Брови не слишком густые и сами по себе чуть светлее, чем волосы на голове.
- Сейчас настал момент детализации одежды. В духе того времени рисуется рубашка, сюртук, платок, с отворотами замотанный на шее. На сюртуке имеются крупные пуговицы в 2 ряда. Намечаются также сложенные руки.
Последние этапы
Для того, чтобы изображение выглядело объемным, а не плоским, нужно уделить внимание последним штрихам: нанесению теней, штрихованию, растушевке. Важно заранее определить, при каком освещении рисуются тени. Падающая тень всегда намного темней.
Начиная с лица, детализируем волосы, нос, глаза, веки, придаем объем губам и подбородку. Нельзя забыть и про ушные раковины. На одежде нужно изобразить естественные заломы, в некоторых местах складки и помятость.
Но нужно делать это осторожно. Складки должны придать портрету больше жизни, а не небрежности и неопрятности.
Штриховку затененных мест на одежде нужно выполнять мягким и в меру заточенным карандашом. На участках кожи и волос лучше использовать для штриховки твердый карандаш. Можно применять растушевку, но делать это стоит предельно осторожно, так как есть риск появления грязи.