Как нарисовать нос человека карандашом — поэтапные мастер-классы для начинающих

В процессе рисования портретов каждый художник хочет добиться максимального сходства произведения с оригиналом. Но рисование лица представляет собой достаточно сложный процесс, так как в нем есть выступающие части, такие как надбровные дуги, скулы и нос.

Благодаря индивидуальным формам носа, портретная схожесть может быть достигнута его правильным изображением.

В рамках дисциплины «академического рисунка», теории и практическим навыкам рисования носа уделяется несколько занятий, но желающие могут освоить тему самостоятельно, выполняя рисование носа поэтапно.

Содержимое:

Строение и виды носов

Каждая деталь в лице человека несет на себе отпечаток индивидуальности, но есть и общие анатомические особенности. Нос устроен по-своему сложно и интересно, благодаря своим формам, он отражает характер и привлекательность той или иной личности.

Эта часть в человеческом облике выдается вперед сильнее всех остальных и поэтому ее построению уделяется большое внимание. Особенно важно учитывать, что при поворотах портретного изображения рисовать нос надо по разным правилам.

Виды головы спереди или сбоку будет сильно отличаться друг от друга по форме. Чтобы не растеряться и понять, с чего следует начинать построение сложной детали, полезно уделить немного времени изучению устройства носа человека.

Самой верхней точкой является переносица, которая плавно переходит в горбинку. На построении черепа горбинка образуется в месте перехода кости в хрящевой нарост, который заканчивается на основании. Между кончиком и переносицей находится спинка носа, от которой зависит его форма.

В нижней части крылья, образующие ноздри, переходят в носогубные складки. Все элементы анатомического строения носа выполняются на рисунке в необходимых пропорциях, которые присутствуют у натуры. Встречаются длинные и курносые, прямые и выдающиеся в месте горбинки, различные формы.

Особенности передачи носа в рисовании

По геометрическому построению, нос представляет собой форму клина в профиль, но в анфас он больше похож на параллелепипед, в основаниях которого лежат две трапеции. Нижняя из них образована кончиком носа и его крыльями, а верхняя находится в области переносицы.

Спинка и крылья представляют собой плоские поверхности, по отношению к боковым. Они часто больше всего освещены и на рисунке карандашом остаются белыми.

При рисовании портрета в анфас некоторые линии носа не всегда стоит тщательно прорисовывать, так как его верхняя часть обычно не создает четкой линии, благодаря обтекаемости формы, но зато сильно подчеркивается со стороны боковой и нижней теней.

Первые опыты в рисовании носа

Начинающему художнику понадобятся карандаши разной степени мягкости, лист белой, плотной бумаги и ластик для стирания лишних линий. Перед тем, как приступать к рисованию с натуры, можно для тренировки нарисовать нос с фотографии или профессионального рисунка.

Для первого наброска надо взять самый твердый карандаш, обозначенный буквой Н, с его помощью рисуют три окружности – одну большую в центре, а две одинакового размера и поменьше – по бокам. Линией, соединяющей внешние очертания окружностей, следует соединить ноздри и кончик носа с переносицей.

Линия симметрии всего носа должна быть отмечена тонким пунктиром и определять поворот лица. Низ носа изображается двумя короткими изогнутыми отрезками, соединяющими среднюю точку на кончике с точками соединения крыльев с носогубными складками.

Когда найдены пропорции и основные линии носа нарисованы, можно приступать к штриховке и созданию объемной формы. Карандашом, твердость которого определяется значком Н2, начинают отмечать наиболее характерные участки, где контраст света и тени наиболее заметен.

Это обычно бывают симметричные стороны спинки носа, крылья и боковые участки вокруг кончика. Штриховка продолжается карандашами с мягкостью В и В6. Ее надо начинать с отраженных теней за крыльями носа, в тоже время ноздри всегда являются самыми темными местами при рисовании носа карандашом.

Так выглядит самое простое пошаговое рисование важной портретной детали.

Нос как геометрическая фигура

Не всегда есть возможность и необходимость в подробном изучении анатомии человека для того, чтобы научиться рисовать портреты. Вполне реалистичной схожести с оригиналом можно добиться, если построить пропорциональную форму носа с помощью элементарных геометрических фигур.

Как и всегда в художественном рисовании, необходимо запастись белым листом бумаги, ластиком и карандашами с разными отметками твердости и мягкости.

Нижняя часть носа легко вписывается в равнобедренную трапецию, верхней частью которой является утолщение хрящевого кончика, а нижней — симметричные точки соприкосновения крыльев с верхними началами носогубных складок.

От поворота головы на портретном изображении зависит основная линия изгиба носа. В зависимости от этого ракурса рисуется положение боковых граней, выходящих по направлению к переносице из каждой вершины образованной трапеции.

Соединяя все концы нижней и верхней трапеций, можно получить своеобразную призму, при этом самая нижняя и широкая грань, образованная крыльями носа, соответствует обычно расстоянию между внутренними точками глаз по обе стороны от переносицы.

После построения простой геометрической формы, в которой необходимо учитывать пропорциональные особенности натуры, можно приступать к прорисовке плавных линий и уточнению деталей.

Надо обратить внимание на соотношение между шириной переносицы и спинки носа, от этого зависит степень изогнутости боковых линий.

В нижней части сложность заключается в прорисовке симметричных лепестков крыльев носа.

Они должны быть расположены под правильными углами к вершинам складок у губ и сохранять симметрию человеческого лица при любом повороте портретного изображения.

Поэтому, когда внешность рисуется в половину оборота, то одна ноздря бывает полностью скрыта от взгляда и не видна на портрете. По низу отверстий ноздрей также проходит заметная линия, соединяющая нижнюю часть носа над верхней губой.

Когда сложное построение формы в основном завершено, художник может переходить к штрихованию своего рисунка.

Нос является практически самой контрастной деталью портрета, так как на спинку и верхние части крыльев падает обычно самое большое количество света, а рельеф этой детали лица ярко выражен боковой тенью и темными точками ноздрей.

Чем дальше от линии симметрии, тем штриховка плавно переходит все в более темный тон, особенно он становится выразительным в местах за крыльями. Светлая точка остается на кончике носа и на спинке, с той стороны, откуда падает освещение.

Для лучшей ориентации с формой носовой части можно сделать наброски надбровных дуг и глаз. В этом случае, штриховку можно начать от бровей, постепенно снижаясь к кончику и от него — к верхней губе.

Рисование портретов в профиль

Очень часто для дружеских шаржей или изображений характерных профилей знакомых людей, применяется срисовывание их портрета сбоку.

В этом случае нос уже не будет представляться в виде сложной геометрической и симметричной фигуры, но выразится одной точной линией, соединяющей лоб и верхнюю губу человека. Начинающему художнику трудно сразу увидеть, как рисуется нос при взгляде на человека сбоку.

Начиная с линии лба к переносице, ведет небольшой отрезок, наклоненный в противоположную сторону. На одной линии с ее окончанием, как правило, находится горизонтальная середина глаз.

Из этой точки вниз начинается собственно линия самого носа, с горбинкой и индивидуальными очертаниями плавной спинки и кончика. Эта линия достаточно длинная, но не совсем прямая и у некоторых людей бывает слишком выразительной, что легко создает схожесть портрета с оригиналом.

Важно внимательно определить все пропорции, чтобы правильно найти соотношение длины и мест изгибов на профильном изображении. Остается сделать набросок боковой нижней точки видимого крыла носа, которая в большинстве случаев находится на одной горизонтальной линии с кончиком, но напротив него.

На этой линии видно начало ноздри, которое показывается овальной линией. Для того, чтобы лучше определиться с верностью передачи портретного сходства, можно обозначить линии бровей, глаз и носогубной впадины.

При штриховке рисунка самыми светлыми участками останутся — верхняя боковая часть крыла, переносица и кончик носа.

Фото нарисованного носа карандашом

Автор статьи:
Добавить комментарий