Картины из ткани своими руками: создание объемных и кружевных картин в разных стилях и техниках

Фантазии рукодельниц нет предела, особенно если это картины из ткани. Они развенчивают миф о том, что рисовать можно только красками, карандашами или фломастерами.

Оказывается, цветной лоскут – более интересный материал, который используют в традиционных, для некоторых стран, видах рукоделия. Живописные полотна из ниток, кожи, ткани и нетканых материалов легко сделать своими руками, если овладеть азами увлекательной технологии.

Содержимое:

Материалы и инструменты для картин

Есть что-то притягательное в эксклюзивных работах мастеров, независимо от техники выполнения. Самодельные покрывала, сумки, панно или детские пледы «хэнд-мэйд» могут выглядеть как настоящие произведения искусства. По сути, так оно и есть, если за дело берется настоящий мастер.

Глядя на некоторые картины из лоскутков ткани, кажется, что это невозможно повторить. Действительно, каждое изображение – эксклюзив, но для начала стоит освоить азы техники пэчворк или лоскутной мозаики.

Наиболее популярные техники для создания плоских и объемных «картин» из текстильных обрезков:

  • пэчворк;
  • квилтинг;
  • осиэ;
  • кинусайга;
  • техника «мокрая ткань»;
  • панно из кружева, фетра, кожи и джинсовой ткани.

Для воплощения интересной идеи не нужны большие расходы, а обрезки ткани можно найти в любом доме. Часть расходных материалов легко подобрать во время сезонной ревизии – кожа и замша, фурнитура от сумок и сапог, обрезки ненужных вещей с красивым рисунком.

Готовые тканевые картины помогут оживить блестки и камешки, пуговицы и бусины.

Понравившееся изображение нужно распечатать или перевести на кальку. Тем, кто имеет дар художника, можно начать с наброска на бумаге. Далее на каждый фрагмент будущей картины подобрать лоскут подходящего цвета и приступить к выполнению композиции.

Важно! Основной инструмент – острые ножницы. Без них невозможно выполнить точный раскрой толстых материалов, включая сукно, кожу и фетр.

Набор приспособлений и инструментов (многие взаимозаменяемые):

  • набор иголок;
  • швейные нитки, пряжа, леска;
  • клей (ПВА, жидкие гвозди, клей-пистолет);
  • деревянная рамка или фанера;
  • лист пенопласта (картон, плотная бумага);
  • ножницы закройщика и небольшие остроконечные ножницы;
  • карандаш и длинная линейка;
  • цветной лоскут разной плотности;
  • краски (гуашь, акварель, акрил);
  • степлер;
  • утюг с отпариванием;
  • декор.

Текстильные панно чем-то напоминают витражи, батик и традиционную роспись по шёлку, практикуемую в Японии. Многие приемы позаимствованы из разных техник, дополняя друг друга. Поэтому часть процессов выполняется одинаково (описание повторяется).

Увлечение традиционным искусством, зародившимся в Азии, постепенно овладело сердца мастеров из других континентов, и каждая страна внесла свою лепту в тканевую аппликацию. Сегодня в свободном доступе есть мастер-классы по изготовлению пэчворка из ткани.

Картины из фетра

Фетр – плотная основа из шерсти, чем-то напоминающая валенки. Его действительно делают способом «валяния», и это наиболее подходящий материал для шляп и верхней одежды.

Его широко используется в обувном и швейном производстве, обрезки – отличный материал для рукоделия. Фетр выпускается из разного ворса – шерсть, акрил, вискоза, полиэстер.

Важно! Преимущество валяной ткани в том, что она не требует обработки срезанного края. Это значительно облегчает выполнение объемных и плоских композиций из фетра.

Подготовьте инструмент для работы с кусочками фетра:

  • прямые и «зубчатые» ножницы;
  • набор иголок и ниток;
  • наполнитель для объемных элементов (холлофайбер, синтепон, тонкий поролон);
  • мелки для разметки (заостренные остатки мыла);
  • любой текстильный клей;
  • булавки.

Обратите внимание! Картины из лоскута можно делать на основе готовых наборов для рукоделия. В упаковке бывает до 10 оттенков цветного фетра разной толщины (от 1,3 до 5,1 мм).

Процесс работы включает:

  • выполнение эскиза на бумаге, его копируют, чтобы разрезать на лекала (отдельные фрагменты);
  • элементы аккуратно размечают и вырезают по контурам, внутренние прорези выполняют одновременно;
  • объемные изображения дублируют (делаются из 2-х частей, чтобы сшить и дополнить наполнителем;
  • готовые фигурки раскладывают на основу, чтобы оценить предварительный результат;
  • элементы панно приклеиваются от центрального элемента или снизу, дополняя композицию шаг за шагом;
  • мелкие фрагменты изображения вышивают или дополняют, когда готова «сборная» картинка – прожилки цветов и листьев, элементы лица, прорисовка деталей фигурки.

Полезный совет! Не обязательно фетровые детали пришивать к ткани, их можно приклеить к декоративной фанере, куску цветного картона или куску гофрированной фольги в рамке.

Фетровое панно можно снабдить кармашками, тогда оно превратится в функциональный декор в детскую комнату. Тематика может быть различной, включая природу, сценки из жизни ребенка, фигурки животных и людей.

Картины из джинсовой ткани

Джинсовая ткань – универсальный материал на хлопчатобумадной основе, поэтому с ним могут работать даже аллергики и астматики. Классики денима – синие оттенки. Сегодня выпускают одежду из белой, черной и цветной «джинсовки».

Важно! Единственный недостаток – не все бытовые швейные машинки «берут» плотную модную ткань на швах и подгибах. При ручной работе легко поколоть пальцы тонкой иголкой, поэтому запаситесь наперстком – ручным инструментом в виде маленького «ведерка». Его надевают на средний палец, куда обычно упирается игла.

Панно, где правильно подобраны оттенки джинсовой ткани, выглядит вполне реалистично. У некоторых мастеров картины из джинсовой ткани настолько «шедевральные», что, отойдя на несколько метров, трудно разглядеть в «фотографии» обрезки старых джинсов.

Острые ножницы и обрезки денима разных оттенков – основа работы в данной технике. В остальном используется традиционный швейный инструмент и клей.

Некоторые панно выполняются послойно, пришивая части картины с помощью швейной машинки. Джинсовка хорошо сочетается с другими грубыми тканями, включая мешковину и плащевку.

Процесс работы напоминает другие техники. Выбрав ткань разного оттенка, выполняются элементы композиции, которые потом будут пришиваться или приклеиваться на выбранную основу – твердую или мягкую тканевую.

По завершении панно выполняются мелкие детали, добавляется декор. Панно из джинсовой ткани отлично впишется в комнату подростка в стиле лофт, урбанизм или хай-тек.

Обратите внимание! Для вдохновения стоит посмотреть работы одного талантливого англичанина. Художник Ян Берри творит настоящие шедевры из своего джинсового «старья», и это увлечение принесло ему всемирную славу и солидные заработки.

В стиле печворк

Пэчворк – те же картины из ткани, но часто их выполняют из разноцветного лоскута одного размера. Забытую технику лоскутных одеял и ковриков, популярных в Провансе, сегодня активно возрождают. Однако авторство до сих пор оспаривается.

Одни утверждают, что пэчворк придумали в Северной Америке, но в 2-3 века тому назад именно этим способом шили одеяла в Российской империи и сранах Средиземноморья – люди были предельно экономными, в дело шел каждый «клаптик» ткани.

Объединенная мастерами из разных стран техника получила наименование «пэчворк».

Сегодня высокохудожественные настенные панно и оригинальные покрывала выполняются тем же способом. Текстильная мозаика или patchwork (в переводе «изделие из лоскутов») – распространенный вид рукоделия.

Отличие от других лоскутных техник в том, что мозаичное полотно на стену шьют из одинаковых кусочков с разным узором.

Важно! Чтобы изделие в стиле пэчворк получилось красивым, важно правильно выполнить лекала, с учетом запаса на швы. Все фрагменты тканевой мозаики сшивают очень аккуратно, чтобы при стыковке подобия «пазлов» части полотнища не тянули, не морщились, но ложись очень равномерно.

Лоскут разных оттенков можно сочетать с цветными кусочками ткани, но желательно, чтобы у них была одинаковая плотность. Фрагменты сшиваются на машинке после предварительного сметывания.

Для одеяла нужен теплый наполнитель (синтепон, холлофайбер) и подкладка. Предварительный эскиз основных и вспомогательных фрагментов вычерчивается на бумаге.

В этой технике выполняется традиционный декор для интерьеров в стиле кантри или ретро. Лоскутный текстиль украсит кухню яркими прихватками. Лоскутное одело и коврик над изголовьем кровати станет эксклюзивным украшением детской комнаты в духе Прованса.

В стиле квилтинг

Необычные картины из остатков ткани технике квилтинг позаимствовали приемы из многослойной одежды. От пэчворка она отличается способом выполнения лоскутного полотна.

Дизайнерская одежда, выполненная в данной технике, выглядит очень привлекательно. Чтобы придать ей объема, сшитое полотнище настрачивается на тонкий слой поролона.

Тем же способом можно оформить и панно из лоскута. В разных странах в этой технике комбинируют обычную ткань и рукотворное трикотажное полотно, а также способы фиксации с помощью крючка.

Интересно наблюдать технику выполнения квилтинга, где на основу (однотонную или цветную) нашивают элементы тканевой картины, рождая настоящий шедевр.

Японская техника Осиэ

Рукоделие в стиле «осиэ» пришло из Японии. Оно зародилось примерно в XVII, но остается одним из символов этой загадочной культуры, наряду с оригами.

Сюжетные картинки с узнаваемыми персонами выполняют из плотного картона, завернутого в лоскут. Его брали от раскроя кимоно и другой традиционной одежды обеспеченных японцев. Поэтому они отличались дороговизной сырья – это был натуральный шёлк. Элементы наносятся на основу с помощью клея.

Позже для осиэ стала брать пластичную бумагу и синтетические ткани. Это особая объемная аппликация, тематика которой отражает быт и уклад традиционной Японии прошлых веков.

Наряду с фигурками животных, людей или какого-нибудь местного божества, японцы с особой любовью выполняли цветы и элементы пейзажа с Фудзи.

Техника Кинусайга

Еще одна разновидность традиционного японского искусства – «кинусайга». Здесь принято простую аппликацию доводить до совершенства, поэтому этот вид аппликации из ткани приравнивается к произведениям искусства.

Судите сами, насколько сложно повторить неподражаемый колорит объемных и плоских лоскутных картин в традиционной японской технике. Этот японский «пэчворка без иглы» не нужно сшивать. Ткань на тонкой дощечке вставляли в небольшие прорези и аккуратно закрепляли.

Обрезки от кимоно жалко выбросить, поэтому им нашли достойное применение.

Если учесть, что у японцев нет ничего долговечного из-за проживания в зоне сейсмической активности, они всегда умели украшать свои жилища чем-то изысканным, выполненным из подручных материалов – тутовой и рисовой бумаги, шелка и бамбука.

Новичкам, знакомящимся с этой техникой, предлагается картины «кинусайга» делать из ткани на пенопласте. Ткань заправляется скальпелем, пилочкой для маникюра или перочинным ножом. Лоскут разного цвета заправляют в пенопласт острием, обрезая лишние «хвосты».

Тематика «кинусайга» – натюрморты, пейзажи и схематические портреты. Панно станет настоящим украшение для гостиной или спальни в стиле японский минимализм. Готовую работу можно вставить в деревянную рамку.

Полезный совет! В этой же технике можно делать самодельные елочные украшения, например, на основе шариков из пенопласта. Вместо шёлка используйте любую легкую блестящую ткань.

Техника Стринг-арт

Оригинальный способ «рисовать» нитками – техника стринг-арт. Это опутывание волокнами разного цвета контуров, набитых на фанеру или рамку с помощью мелких гвоздиков. Поэтому придется запастись не только тонкой цветной пряжей, но и молотком с сотней гвоздиков.

Важно! Многим покажется эта техника достаточно сложной, но для этого нужно уметь мыслить сферически и иметь ловкие пальцы. Однако любой способ творческого самовыражения требует определенных навыков.

Чтобы выполнять такие шедевры, как на фото, придется ознакомиться по мастер-классу, как оплетать угловые и сферические фрагменты изображения.

Переплетения нитей создают уникальные панно, для которых нужна только деревянная основа, нитки и гвозди, которые нужно аккуратно вбивать на одинаковую глубину.

Легкое воздушное изделие украсит любой современный интерьер. Оно станет незатейливым декором в виде «ловца снов» или красочной «мандалы» в традиционной восточной этнике.

В технике мокрая ткань

Еще один вид декоративно-прикладного искусства – панно из «мокрой ткани». Это довольно кропотливая работа с тонкими материалами, которые прорабатывают особыми образом с помощью клейстера. Состав заваривают из муки на воде, как клей для обоев, процеживая через сито, чтобы убрать комочки.

Обратите внимание! Суть техники в том, чтобы выполнять мелкую драпировку из ткани, смоченной в клейстере. Под низ можно подкладывать пропитанную клеем бумагу, чтобы придать объема некоторым фрагментам «мокрой» картины из ткани.

В этой технике великолепно смотрятся пейзажи, которые можно дорисовать по мокрой и сухой ткани. Рисунок выполняется на листе ДВП или фанеры, обтянутой натуральной тканью.

Помимо основного материала, можно использовать мелкие колоски, мелкие камешки, крупу и семена растений, чтобы придать панно большего объема.

Объемные картины

Переходя к объемным изображениям, выполненные в лоскутной технике, стоит освоить более простые способы работы с лоскутом. Из выпуклых фрагментов можно создавать настоящие шедевры – пейзажи и изображения природных объектов.

Для объема используйте двойные детали, набитые синтепоном или кусочки ткани поверх лекал из картона, а также накрахмаленные фрагменты. Глубины лоскутному изображению также придаст сам рисунок, которые состоит из блоков с изображением рельефа местности.

Желательно работать, имея перед собой реальную картину, фото или рисунок, который воссоздается в новой технике на однотонной или цветной ткани. Что-то можно дорисовать кистью, когда готова основная часть рукотворного пейзажа.

Кружевные картины

У каждого народа своя техника выполнения кружевных полотен. Всему миру известны вологодские, румынские и ирландские кружева – традиционные ремесла, которые сегодня активно возрождаются.

Кружевные наряды не все носят, зато они отлично сморятся в виде художественных панов из отдельных элементов. Можно использовать:

  • традиционное и фабричное кружево;
  • кусочки фатина с вышивкой;
  • связанные тонким крючком цветы и листья;
  • детали гардины с кружевными элементами.

Эффектную картину из кружевного лоскута можно придумать и составить самостоятельно, имея в распоряжении некоторые фрагменты панно. Когда-то некоторые изображения несли какой-то сакральный смысл, поэтому кружевные панно были частью верования.

Сегодня диковинные «птицы», 8-гранные звезды, солнце и луна в одном панно или какие-то деревья утратили свой смысловой подтекст. Поэтому можно пришивать тонкой леской или наносить с помощью клеевого пистолета любые фрагменты на свое усмотрение.

Сегодня также широко используются «сборные» панно из кружевных салфеток, аккуратно закрепленных мелкими гвоздиками на деревянной панели. Этот декор превосходно впишется в интерьер в стиле кантри или прованс.

Настоящие произведения искусства – удел мастеров, которые превратили свое хобби в прибыльный бизнес. Однако они тоже когда-то начинали с самого простого – изготовления цветных наволочек на диванные подушки в стиле пэчворк или наклеивания кусочков кожи на сумку.

Фото самодельных картин из лоскутков ткани

Автор статьи:
Добавить комментарий