Как нарисовать сосну карандашом и красками – легкие поэтапные мастер-классы

Рисование деревьев может стать произведением любой сложности, в зависимости от уровня мастерства и опыта художника.

Дети часто воспроизводят растения в своих рисунках достаточно схематично, но изобразить дерево определенной породы, с его характерными особенностями представляет собой более сложную задачу.

В тех случаях, когда делается зарисовка с натуры, художнику потребуется наблюдательность и внимательное изучение отличительных черт такого красивого и живописного дерева, каким является сосна.

Этим растением часто можно любоваться на природе, а особенно красивые пейзажи с соснами послужили сюжетом для многих картин известных мастеров русского и восточного искусства.


Содержимое:

Общие закономерности при рисовании сосны

Корабельные сосны с их прямыми и высокими стволами растут в лесах и всегда узнаваемы, благодаря своеобразным силуэтам, создаваемым раскидистыми ветками с длинными колючками.

Но встречается и другой тип дерева с необычными изгибами ствола, выросшего на краю скалы и подвергавшегося суровым природным воздействиям. Каждый из видов может стать предметом творчества и элементом пейзажного рисунка.

Чтобы картина получилась максимально реалистичной, необходимо применять в работе несколько общих правил изображения сосны поэтапно, свойственных именно для этой породы деревьев.

Рисование ствола и коры

У сосен крона достаточно разряженная, по сравнению с другими хвойными породами, поэтому характерные особенности каждого природного объекта задает линия ствола. У полевых и лесных деревьев ствол высокого, прямого и тонкого силуэта, изредка раздваивающийся в первой четверти от земли.

Сосны часто вырастают на скальных участках — в этом случае стволы могут причудливо изгибаться и иметь узловатые повороты с заметно ассиметричным расположением веток.

Кора у дерева покрыта крупными чешуйками, а изображают ее отрывистыми неправильными штрихами. Для показа цилиндрической формы ствола его боковые части затеняются штриховкой.

Крона и ветви сосны

Ветви дерева растут под небольшим углом к стволу и не бывают совершенно прямыми. Чем дальше ветка отходит от ствола, тем больше на ней появляется изгибов и отростков, что создает наиболее плотные участки сплошной хвойной шапки.

Кроны у разных сосен отличаются и могут начинаться на разной высоте ствола. Но форма всего силуэта сужается кверху, так как на высоте ветки не обладают большим количеством хвои.

Для придания объема рисунка, на эскизе сосны надо изображать не только профиль боковых ответвлений, но и поросль на переднем плане. Эти ветви рисуют в перспективе, из-за чего они получаются более густыми и короткими, но прорисованными с большей четкостью.

Хвойные иголки изображаются штриховкой, при этом следует обратить внимание на нижние ветки, которые у дерева этой породы часто бывают усохшими и лишенными зеленой массы.

Поэтапное рисование дерева

Изображение сосны, рисунка для детей выполняется в определенной очередности, что облегчает задачу и гарантирует хороший результат.

Начинать работу следует с крупных деталей общей композиции и постепенно переходить к их детализации, но последующее раскрашивание наоборот начинается с мелких элементов, которые вписываются в более крупные формы.

Для рисования понадобятся карандаши разной степени мягкости, ластик для стирания лишних линий и альбомная бумага. Процесс изображения дерева может происходить в следующей последовательности:

  1. Сначала намечается ствол, который надо обозначить на листе бумаги двумя линиями, сужающимися кверху.
  2. Основные островки зеленной массы хвои сначала намечаются общими растянутыми овалами в виде тучек. При наличии наблюдательности у начинающего художника, можно заметить на природе, как большие нижние ветки сосен часто пересекают ствол, а верхние заметно тоньше, короче и направлены в стороны.
  3. Если рисунок задуман обобщенным и дерево на нем находится вдали, то зеленую хвою можно изобразить сплошным зеленым цветом с тенями снизу и сбоку. Но в случае более подробного рисования, зеленая часть иголок может быть подчеркнута коричневыми и черными штрихами, особенно контрастно выполненными на переднем плане, с видными среди хвои, участками веток.
  4. После закрашивания хвойных шапок можно приступать к проработке ствола, который не отличается гладкой поверхностью и его шероховатость видна не только на переднем плане, но и на немного рваном контуре.

Для большей реалистичности дети могут рисовать на дереве сидящую птицу или дупло для белочки, а также шишки, которые часто находятся под соснами в большом количестве.

Сосна с шишками

Живописно и оригинально выглядят рисунки дерева или ветки сосны с ее плодами — шишками. Чтобы красиво нарисовать сосну карандашом, можно найти подробную фотографию и изучить строение хвои с шишкой. Она представляет собой немного удлиненный овал с закрытыми или раскрытыми чешуйками.

Начинать рисование чешуек надо снизу шишки, постепенно уменьшая их масштаб кверху. Они устроены примерно также, как чешуя рыбы, то есть каждый последующий полукруг касается середин двух нижних боковых.

Но у сосновых шишек в середине каждого полукруга имеется небольшое заострение треугольной формы. Верх шишки заканчивается тремя или четырьмя вытянутыми и торчащими вверх чешуйками.

При изображении веток или целых деревьев, покрытых шишками, надо учитывать их расположение на концах побегов.

Раскрашивание шишек представляет собой также оригинальный процесс, так как кроме основного объема, тени и блики можно показать на каждой чешуйке, что сделает рисунок наиболее интересным и живописным.

Контуры в углублениях между чешуйками можно, после раскрашивания общей массы коричневой краской, подчеркнуть черным фломастером, а блики уточнить белым пастельным карандашом.

Хвойная шапка также закрашивается зеленой краской, а затем иголочки переднего плана уточняются коричневыми и черными фломастерами.

Натюрморт из сосновой ветки

Во время путешествия на природе можно запастись веточкой вечнозеленого дерева и использовать ее для рисования натюрморта. Композиция может включать только одну ветку или ее сочетание с другими предметами.

Перед началом работы надо внимательно рассмотреть, как устроено покрытие сосновой ветки хвойными иглами, ведь на расстоянии они выглядят зелеными облачками, фрагментарно растущими на высоких стволах.

Если натюрморт задуман как живописная картина в красках, то его можно выполнить с помощью акварели, цветных карандашей, темперы, масляных красок или гуаши. Для уточнения деталей можно воспользоваться фломастерами или тонкой кистью, которой делаются темные штрихи.

Перед начинающим художником встает вопрос: как легко нарисовать сосну, пользуясь карандашом и ластиком. Для начала изображается общая форма объекта, причем для натуры лучше взять ветку с разветвлениями, а не состоящую из одного отростка. Веточки сосны обычно бывают неровными и узловатыми.

Дополнительные побеги выходят из узелков большой ветки под разными углами и без всякой прямолинейности. Иголки хвои у сосновых деревьев обычно растут попарно, что отличает их от остальных вечнозеленых растений.

Эту особенность также можно показать на нескольких участках рисунка, которые расположены на переднем плане и прорабатываются особенно подробно и контрастно.

Покрытие коры на всем протяжении скелетного образования дерева представляет собой шероховатую поверхность, состоящую из наложения друг на друга частиц неправильной формы.

При раскраске рисунка сосны ее ствол покрывается коричневой краской, по бокам уходящей в более темные, серые тени для обозначения цилиндрической формы веток. По высохшей краске можно уточнить сложный рисунок характерного покрытия веток корой.

Хвойная шапка покрывается сначала общим зеленым фоном, на котором вырисовываются затем отдельные иголки. Это можно делать фломастером или тонкой кисточкой. Для детского рисунка интересен способ прорисовки иголок хвойных деревьев с помощью обычной столовой вилки.

Для воспроизведения этой техники надо на палитре или в плоской емкости развести густую зеленую гуашевую или акриловую краску.

В красочное пятно окунается вилка, затем лишней жидковатой массе дают стечь и прикладывают вилку внешней стороной к бумаге, на которой нарисован ствол ветки. Наложения должны носить хаотичный характер и живописно пересекаться.

Пользуясь простыми рекомендациями, даже неопытные художники могут создать уникальный рисунок одного из самых красивых созданий природы — вечнозеленой сосны.

Фото нарисованной сосны

Автор статьи:
Добавить комментарий